АО «Сарапульский электрогенераторный завод»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Производство широкой номенклатуры авиационного оборудования, электродвигателей, промышленного электротранспорта, лифтового оборудования

 

Генеральный директор АО «СЭГЗ» Алексей Александрович Беляев

Сарапульский электрогенераторный завод, крупнейшее из трех градообразующих предприятий Сарапула, основан в 1942 году. Работники нового завода в беспрецедентно сжатые сроки смогли наладить выпуск генераторов для пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Всего за годы Великой Отечественной войны предприятие поставило фронту более 30 тысяч комплектов систем генерирования.

В интересах российской авиации

В послевоенные годы СЭГЗ, работая в системе авиационной промышленности страны, стал одним из основных поставщиков систем электроснабжения летательных аппаратов: генераторов, блоков управления и защиты, преобразователей, фильтров и светотехнического оборудования. Изделиями предприятия оборудованы большинство отечественных военных и гражданских самолетов и вертолетов. 

В 2023 году Сарапульский электрогенераторный завод в рамках программы разработки российского ближнемагистрального лайнера Sukhoi Superjet New освоил выпуск электродвигателей ДАТ-5-12 и ДПТ-2,5 для гидравлических насосных станций – одних из важнейших систем самолета, которые позволяют управлять механизацией крыла, выпуском шасси и другими процессами на земле и во время полета. Также на предприятии налажено производство двигателя ДБК привода бортового пожарного крана.

Три новых электродвигателя были отгружены производителю агрегатов воздушного судна – Уфимскому агрегатному предприятию «Гидравлика» — и успешно прошли испытания.

Помимо этих изделий до конца 2023 года СЭГЗ освоил производство еще четырех электродвигателей для системы вентиляции и кондиционирования воздуха самолета Sukhoi Superjet New. 

Благодаря профессионализму коллектива, а также 80-летнему опыту в производстве электрических машин различной сложности, СЭГЗ удалось выполнить все высочайшие требования разработчиков к надежности двигателей и в короткий срок освоить их производство. Освоение производства электродвигателей для бортовых систем нового перспективного российского авиалайнера стало весомым вкладом предприятия в развитие отечественной гражданской авиации.

Нашим трамваям – сарапульские электродвигатели!

В мае 2021 года на Сарапульском электрогенераторном заводе организовано производство тяжелых тяговых электродвигателей для низкопольных трамваев. Двигатель ДАТ-72 (двигатель асинхронный тяговый мощностью 72 кВт) разработан специалистами предприятия, изготавливается из российских материалов и призван заместить продукцию европейского производства.

Ключевыми преимуществами двигателя ДАТ-72 являются повышенный срок службы, конкурентная по сравнению с импортными аналогами цена при сопоставимых технических характеристиках. Высокие показатели нового российского электродвигателя во многом объясняются тем, что к его разработке и производству применен тот же подход, который на СЭГЗ применяется к качеству и надежности изделий авиапрома.

Создание отечественного производства тяговых электродвигателей в Сарапуле поможет заместить до 50 процентов импорта и даст возможность укомплектовывать до 250 трамваев в год. Основным заказчиком двигателей ДАТ-72 стал крупнейший российский производитель пассажирского электротранспорта — компания «ПК Транспортные системы» (ООО «ПК ТС»). Трамваи, на которые устанавливается сарапульский электродвигатель, эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Улан-Удэ, Череповце, Ульяновске, Ижевске и Красноярске.

В конце 2022 года СЭГЗ произвел и отгрузил 44 двигателя ДАТ-72Б в адрес белорусского холдинга «Белкоммунмаш», являющегося ведущим производителем наземного электротранспорта в СНГ. Двигатель ДАТ-72Б был сконструирован специально для низкопольных трамваев производства БКМ. Представители белорусского предприятия разработали техническое задание на производство нового изделия, а конструкторы и инженеры СЭГЗ оперативно доработали конструкцию серийного ДАТ-72 под потребности коллег из Минска. Стоит отметить, что до сотрудничества с СЭГЗ на трамваи БКМ устанавливались тяговые двигатели белорусского или же зарубежного производства. Сотрудничество сарапульского предприятия с белорусскими партнерами во многом стало возможным благодаря тесному взаимодействию властей Республики Беларусь и Правительства Удмуртской Республики.

СЭГЗ активно участвует в решении задач обеспечения технологической независимости нашей страны как в сфере специальной, так и гражданской продукции. Даже на фоне возросших объемов производства спецпродукции доля гражданских изделий в производственной программе предприятия не только не снизилась, но и продолжает расти. Так, объем производства тяжелых тяговых электродвигателей ДАТ-72 для российских трамваев в 2023 увеличился в два раза — до 1200 штук. 

Производство двигателей для городского электротранспорта — это наглядный пример выполнения программы диверсификации производства и импортозамещения, которая в настоящее время на СЭГЗ реализуется опережающими темпами. В планах предприятия освоение производства тяговых электродвигателей для отечественных троллейбусов, а в более отдаленной перспективе и для вагонов метро.

Широкая линейка электрокаров

Сарапульский электрогенераторный завод является на сегодняшний день ведущим в России производителем электротележек грузоподъемностью от 2 до 3 тонн, эксплуатирующихся в аэропортах, на железнодорожных станциях, складах, базах и в цехах предприятий, успешно конкурируя с ведущими иностранными производителями промышленного электротранспорта. Доля электрокаров производства СЭГЗ на российском рынке достигает 60 процентов и продолжает увеличиваться.

Промышленный электротранспорт сарапульского производства прост в обслуживании, оснащен надежным собственным электродвигателем, современными импульсными системами управления. Машины могут быть выполнены в различных вариантах и модификациях, в зависимости от технических требований заказчика.

В настоящее время линейка электротележек СЭГЗ насчитывает более 50 модификаций. В августе 2023 года Сарапульский электрогенераторный завод представил на Международном военно-техническом форуме «Армия — 2023» новые модификации серийных электротележек с краном-манипулятором грузоподъемностью до 1 тонны, а также электросамосвал. 

Обе тележки выполнены в вариантах с металлической, а не с пластиковой, как в случае с серийными изделиями, кабиной. Это позволяет использовать их для нужд Министерства обороны. Электротележка с краном-манипулятором грузоподъемностью в 1 тонну способна перевозить в своем кузове грузы массой до 3 тонн. 

Еще одна модификация серийной тележки ЕТ 20132, разработанной, в том числе, для нужд армии, является малогабаритным электросамосвалом. Благодаря простой и эффективной системе блокировки подъемной платформы на самосвале можно задавать разные стороны выгрузки. 

Обе модификации отличаются низкими эксплуатационными расходами, высокой маневренностью, малыми габаритами и отсутствием выхлопных газов, что позволяет эксплуатировать их в закрытых помещениях, где работают люди. Тележки оснащены электроусилителем руля, прочной металлической кабиной и литий-ионной АКБ.

Расширение номенклатуры напольного электротранспорта, который предприятие производит серийно с 1957 года, позволяет СЭГЗ сохранить лидерские позиции на российском рынке промышленного электротранспорта и удовлетворить потребности заказчиков — как промышленных предприятий, так и складских и логистических центров. Различные модификации и комплектации позволяют предприятию создавать именно тот транспорт, который требуется покупателю, с учетом предпочтений по грузоподъемности от 1 до 5 тонн, мощности двигателя и комфортабельности кабины.

Стремление к новым высотам

Одна из главных задач, которую поставил перед отечественной промышленностью Президент России Владимир Владимирович Путин – импортозамещение. Сегодня коллектив Сарапульского электрогенераторного завода вовлечен в выполнение этой задачи на все 100%. На протяжении последних 15 лет Совет директоров при поддержке акционеров СЭГЗ ежегодно направляет большую часть прибыли на развитие предприятия. Благодаря этому завод подошел к сегодняшней экономической блокаде России во всеооружии и готов предложить лучшие решения в области импортозамещения.

В планах предприятия укрепить свои позиции в сфере гражданского автопрома за счет освоения новых изделий. СЭГЗ также намерен увеличить объемы производства комплектующих для отечественных беспилотных летательных аппаратов.

Для предприятия очень важно всегда оставаться конкурентоспособным, поэтому СЭГЗ  много внимания уделяет новым разработкам, которые соответствуют трем главным критериям: надежность, простота в эксплуатации и высокая эффективность.

Сарапульский электрогенераторный завод обладает всеми компетенциями и технологическими возможностями для того, чтобы спроектировать, оснастить и изготовить любую электрическую машину мощностью до 150 кВт. Производственный комплекс полного цикла, собственное конструкторское бюро, научно-техническое сотрудничество с ведущими вузами и НИИ страны, опытнейшая команда профессионалов позволяют СЭГЗ решать сложнейшие задачи в области разработки, производства и сервисного обслуживания продукции, востребованной как на внутреннем, так и на мировом рынке.

СОТРУДНИЧЕСТВО

АО «Сарапульский электрогенераторный завод» внесено в Федеральный Реестр надежных деловых партнеров Торгово-промышленной палаты РФ, предприятие динамично развивается, осваивает новые виды изделий гражданского назначения и приглашает к сотрудничеству российских и зарубежных партнеров

АО «СЭГЗ»

427961, Россия, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, 15

Тел.: (34147) 9-72-01

Факс: (34147) 9-72-70

E-mail: info@segz.ru

www.segz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *