СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Производство широкой номенклатуры авиационного оборудования, электродвигателей, промышленного электротранспорта, лифтового оборудования
Генеральный директор АО «СЭГЗ» Алексей Александрович Беляев
Сарапульский электрогенераторный завод, крупнейшее из трех градообразующих предприятий Сарапула, основан в 1942 году — в трудное для страны время, когда Красная Армия, ведущая ожесточенные бои с фашизмом, остро нуждалась в авиации. На окраине Сарапула, в лесу, в недостроенном производственном корпусе работники нового завода в беспрецедентно сжатые сроки смогли наладить выпуск генераторов для пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Всего за годы Великой Отечественной войны предприятие поставило фронту более 30 тысяч комплектов систем генерирования.
Продукция, которая 80 лет на высоте
В последующие годы завод, работая в системе авиационной промышленности страны, значительно расширил номенклатуру и объемы выпускаемой продукции, в числе которой особое место всегда занимали уникальные авиационные генераторы. Завод стал одним из основных поставщиков систем электроснабжения летательных аппаратов: генераторов, блоков управления и защиты, преобразователей, фильтров и светотехнического оборудования. Изделиями предприятия оборудовано большинство отечественных военных и гражданских самолетов и вертолетов. Многие годы предприятие выпускает приборы стартовой автоматики для зенитно-ракетных комплексов. Более полувека назад завод успешно освоил серийное производство рулевых машин для целого ряда изделий, выпускаемых Воткинским машиностроительным заводом.
Девиз Сарапульского электрогенераторного завода: «Наша продукция всегда на высоте!». Научные и производственные компетенции СЭГЗ позволяют предприятию выходить на гражданские рынки России и предлагать высокотехнологичные изделия, которые могут конкурировать по цене и качеству, в том числе, и с ведущими мировыми брендами.
Лифтовое оборудование
В 2005 году СЭГЗ выиграл тендер на поставку электродвигателей для лифтовых лебедок, объявленный мировым лидером в производстве лифтового оборудования американской компанией OTIS. Победить сарапульскому предприятию помогло то обстоятельство, что на заводе действует военная приемка, и качество его гражданской продукции соответствует уровню специальных изделий. Поставки в адрес предприятия «Щербинка OTIS Лифт» начались в 2006 году. Таким образом, СЭГЗ в 2005-2006 годах полностью заместил на российском рынке двигатели для лифтовых лебедок производства компании OTIS. В дальнейшем завод освоил производство собственной стопроцетно российской лифтовой лебедки, организовав на предприятии выпуск ключевого компонента этого подъемного механизма — «червячной пары», комплекта деталей, который ранее закупался только за рубежом. На фоне беспрецедентных экономических санкций, введенных в отношении России, такое решение руководства и совета директоров СЭГЗ оказалось очень дальновидным.
Последующая локализация производства комплектующих для лифтов привела к организации на СЭГЗ в 2012 году выпуска лифтовых лебедок грузоподъемностью от 400 кг до 1000 кг со скоростью подъема 1-1,6 м/с.
Сарапульские лифтовые лебедки с собственной червячной парой поставляются крупнейшим российским производителям лифтового оборудования: Щербинскому лифтостроительному заводу и Карачаровскому механическому заводу. Кроме того налажена тесная производственная кооперация между Сарапульским электрогенераторным заводом и АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» по производству лифтов под торговой маркой «Аксион». СЭГЗ поставляет ижевскому предприятию лифтовые лебедки, благодаря этому в Удмуртии действует импортозамещающее производство лифтов, состоящих преимущественно из отечественных комплектующих.
Двигатели для электротранспорта
В мае 2022 года Сарапульский электрогенераторный завод открыл участок по производству тяжелых тяговых электродвигателей для низкопольных трамваев, которые позволят заместить на российском рынке продукцию европейских производителей. Двигатель ДАТ-72 (двигатель асинхронный тяговый мощностью 72 кВт) разработан специалистами СЭГЗ и производится из российских материалов. На первоначальном этапе планируется выпуск 1000 изделий в год. Объем инвестиций в новое импортозамещающее производство составил 268,6 млн рублей. Открытие участка по сборке тяговых двигателей позволило создать на СЭГЗ 150 новых рабочих мест. Выручка от реализации проекта составит более 500 млн рублей в год.
Основным заказчиком этих двигателей стал крупнейший российский производитель пассажирского электротранспорта компания «ПК Транспортные системы» (ООО «ПК ТС»). При разработке новых низкопольных трамваев предприятие искало поставщиков тяговых двигателей в России и в Европе, в частности, в Чехии и в Австрии. Произвести мощный, но при этом компактный, электродвигатель в итоге смогли на СЭГЗ.
Таким образом, старейшие именитые европейские производители уступили место сарапульскому предприятию.
Ключевыми преимуществами нового двигателя являются повышенный срок службы, более низкая цена по сравнению с импортными аналогами при сопоставимых технических характеристиках. Кроме того, важным преимуществом сарапульских электродвигателей является наличие у них защиты подшипниковых узлов от электроэрозии. Это характерная для электротранспорта проблема, которая может приводить к выходу из строя двигателя.
Высокие эксплуатационные характеристики нового российского электродвигателя во многом объясняются тем, что за 80 лет работы на СЭГЗ накоплены уникальные компетенции в производстве сложнейших электрических машин для отечественной боевой и гражданской авиации, космической отрасли, ракетостроения и флота. Военный подход к качеству и надежности изделий в полной мере реализован и в двигателе ДАТ-72.
Создание отечественного производства тяговых электродвигателей в Сарапуле поможет заместить до 50 процентов импорта и даст возможность укомплектовывать до 250 трамваев в год. Трамваи серий 71-931М «Витязь» и 71-911ЕМ «Львенок», на которые устанавливается сарапульский электродвигатель ДАТ-72, эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Улан-Удэ, Череповце, Ульяновске, Ижевске и Красноярске.
Производство двигателей для трамваев — это наглядный пример выполнения программы диверсификации оборонной промышленности России, которая в настоящее время на СЭГЗ реализуется опережающими темпами. В планах предприятия освоение производства тяговых электродвигателей для отечественных троллейбусов, а в более отдаленной перспективе — и для вагонов метро.
Промышленный электротранспорт
В 1956 году Сарапульский ЭГЗ первым в СССР начал серийное производство промышленного электротранспорта, выпустив первую партию электрокаров ЭК-2. В 1995 году на предприятии запущена в производство новая электротележка серии ЕТ.
На сегодняшний день АО «СЭГЗ» является ведущим в России производителем электротележек грузоподъемностью от 2 до 3 тонн, эксплуатирующихся в аэропортах, на железнодорожных станциях, складах, базах и в цехах предприятий, успешно конкурируя с китайскими и болгарскими производителями. Доля электрических тележек производства АО «СЭГЗ» на российском рынке достигает 60 процентов и продолжает увеличиваться.
Промышленный электротранспорт сарапульского производства прост в обслуживании, оснащен надежным собственным электродвигателем, современными импульсными системами управления. Электротележки серии ЕТ оборудованы комфортабельной кабиной водителя. Машины могут быть выполнены в различных вариантах и модификациях, в зависимости от технических требований заказчика.
В настоящее время линейка электротележек АО «СЭГЗ» насчитывает более 50 модификаций. В 2022 году СЭГЗ запустил в серийное производство семь новых модификаций промышленного электротранспорта для производственных предприятий, логистических центров, сферы транспорта и ЖКХ. Среди них кар с электрическим усилителем руля, электротележки с аккумуляторными батареями различных типов: кислотными, щелочными, литий-ионными, с металлической кабиной, электрический тягач, способный буксировать грузы массой до 7 тонн, первый в России электросамосвал, а также электрокар с манипулятором. Кроме того, существующие и новые модификации сарапульского электротранспорта получили обогрев кабины.
Несмотря на высокую конкуренцию на рынке промышленного электротранспорта, завод видит перспективы этого направления, в частности, использование электротележек производства СЭГЗ на опасных производствах и в сфере ЖКХ.
СЭГЗ планирует увеличить объем продаж промышленного электротранспорта в том числе, новых модификаций, в два раза, со 150 до 300 млн рублей. Это позволит увеличить долю выручки от реализации гражданской продукции в общей структуре доходов предприятия.
Любые задачи под силу
Последние несколько лет СЭГЗ наращивает долю гражданской продукции в общем объеме производства не менее чем на пять процентов в год. В 2022 году этот показатель приблизился к 30 процентам.
Гражданская продукция СЭГЗ конкурентоспособна на рынке. Чтобы реализовать это преимущество, на заводе ведется работа по снижению издержек в производстве как по направлению нормирования трудовых затрат, так и в направлении бережливого производства. Большое внимание на предприятии уделяется модернизации технологического оборудования.
Сегодня Сарапульский электрогенераторный завод обладает всеми компетенциями и технологическими возможностями для того, чтобы спроектировать, оснастить и изготовить любую электрическую машину мощностью до 150 кВт. Производственный комплекс полного цикла, собственное конструкторское бюро, научно-техническое сотрудничество с ведущими вузами и НИИ страны, опытнейшая команда профессионалов позволяют СЭГЗ решать сложнейшие задачи в области разработки, производства и сервисного обслуживания специальной и гражданской продукции.
СОТРУДНИЧЕСТВО
АО «Сарапульский электрогенераторный завод» внесено в Федеральный Реестр надежных деловых партнеров Торгово-промышленной палаты РФ, предприятие динамично развивается, осваивает новые виды изделий гражданского назначения и приглашает к сотрудничеству российских и зарубежных партнеров
АО «СЭГЗ»
427961, Россия, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, 15
Тел.: (34147) 9-72-01
Факс: (34147) 9-72-70
E-mail: info@segz.ru