АО «Сарапульский электрогенераторный завод»

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Производство широкой номенклатуры авиационного оборудования, электродвигателей, промышленного электротранспорта, лифтового оборудования

 

Генеральный директор АО «СЭГЗ» Алексей Александрович Беляев

Сарапульский электрогенераторный завод, крупнейшее из трех градообразующих предприятий Сарапула, основан в 1942 году — в трудное для страны время, когда Красная Армия, ведущая ожесточенные бои с фашизмом, остро нуждалась в авиации. На окраине Сарапула, в лесу, в недостроенном производственном корпусе работники нового завода в беспрецедентно сжатые сроки смогли наладить выпуск генераторов для пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Всего за годы Великой Отечественной войны предприятие поставило фронту более 30 тысяч комплектов систем генерирования.

Продукция, которая 80 лет на высоте

В последующие годы завод, работая в системе авиационной промышленности страны, значительно расширил номенклатуру и объемы выпускаемой продукции, в числе которой особое место всегда занимали уникальные авиационные генераторы. Завод стал одним из основных поставщиков систем электроснабжения летательных аппаратов: генераторов, блоков управления и защиты, преобразователей, фильтров и светотехнического оборудования. Изделиями предприятия оборудованы большинство отечественных военных и гражданских самолетов и вертолетов.  Многие годы предприятие выпускает приборы стартовой автоматики для зенитно-ракетных комплексов. Более полувека назад завод успешно освоил серийное производство рулевых машин для целого ряда изделий, выпускаемых Воткинским машиностроительным заводом.

Девиз Сарапульского электрогенераторного завода: «Наша продукция всегда на высоте!». Научные и производственные компетенции СЭГЗ позволяют предприятию выходить на гражданские рынки России и предлагать высокотехнологичные изделия, которые могут конкурировать по цене и качеству, в том числе, и с ведущими мировыми брендами.

Лифтовое оборудование

В 2005 году СЭГЗ выиграл тендер на поставку электродвигателей для лифтовых лебедок, объявленный мировым лидером в производстве лифтового оборудования, американской компанией OTIS. Победить сарапульскому предприятию помогло то обстоятельство, что на заводе действует военная приемка, и качество его гражданской продукции соответствует уровню специальных изделий. Поставки в адрес предприятия «Щербинка OTIS Лифт» начались в 2006 году. Таким образом, СЭГЗ в 2005-2006 годах полностью заместил на российском рынке двигатели для лифтовых лебедок производства компании OTIS. В дальнейшем завод освоил производство собственной полностью российской лифтовой лебедки, организовав на предприятии выпуск ключевого компонента этого подъемного механизма — «червячной пары», комплекта деталей, который ранее закупался только за рубежом. На фоне беспрецедентных экономических санкций, введенных в отношении России, такое решение руководства и совета директоров СЭГЗ оказалось очень дальновидным.  

Последующая локализация производства комплектующих для лифтов привела к организации на СЭГЗ в 2012 году выпуска лифтовых лебедок грузоподъемностью от 400 кг до 1000 кг со скоростью подъема 1-1,6 м/с.

Сарапульские лифтовые лебедки с собственной червячной парой поставляются крупнейшим российским производителям лифтового оборудования: Щербинскому лифтостроительному заводу и Карачаровскому механическому заводу. Кроме того налажена тесная производственная кооперация между Сарапульским электрогенераторным заводом и АО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» по производству лифтов под торговой маркой «Аксион». СЭГЗ поставляет ижевскому предприятию лифтовые лебедки, благодаря этому в Удмуртии действует импортозамещающее производство лифтов, состоящих преимущественно из отечественных комплектующих.

Двигатели для электротранспорта

В мае 2022 года Сарапульский электрогенераторный завод открыл участок по производству тяжелых тяговых электродвигателей для низкопольных трамваев, которые позволят заместить на российском рынке продукцию европейских производителей. Двигатель ДАТ-72 (двигатель асинхронный тяговый мощностью 72 кВт) разработан специалистами СЭГЗ и производится из российских материалов. На первоначальном этапе планируется выпуск 1000 изделий в год. Объем инвестиций в новое импортозамещающее производство составил 268,6 млн рублей. Открытие участка по сборке тяговых двигателей позволило создать на СЭГЗ 150 новых рабочих мест. Выручка от реализации проекта составит более 500 млн рублей в год.

Основным заказчиком этих двигателей стал крупнейший российский производитель пассажирского электротранспорта компания «ПК Транспортные системы» (ООО «ПК ТС»). При разработке новых низкопольных трамваев предприятие искало поставщиков тяговых двигателей в России и в Европе, в частности, в Чехии и в Австрии. Произвести мощный, но при этом компактный, электродвигатель в итоге смогли на СЭГЗ.

Таким образом, старейшие именитые европейские производители уступили место сарапульскому предприятию.

Ключевыми преимуществами нового двигателя являются повышенный срок службы, более низкая цена по сравнению с импортными аналогами при сопоставимых технических характеристиках. Кроме того, важным преимуществом сарапульских электродвигателей является наличие у них защиты подшипниковых узлов от электроэрозии. Это характерная для электротранспорта проблема, которая может приводить к выходу из строя двигателя.

Высокие эксплуатационные характеристики нового российского электродвигателя во многом объясняются тем, что за 80 лет работы на СЭГЗ накоплены уникальные компетенции в производстве сложнейших электрических машин для отечественной боевой и гражданской авиации, космической отрасли, ракетостроения и флота. Военный подход к качеству и надежности изделий в полной мере реализован и в двигателе ДАТ-72.

Создание отечественного производства тяговых электродвигателей в Сарапуле поможет заместить до 50 процентов импорта и даст возможность укомплектовывать до 250 трамваев в год. Трамваи серий 71-931М «Витязь» и 71-911ЕМ «Львенок», на которые устанавливается сарапульский электродвигатель ДАТ-72, эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Улан-Удэ, Череповце, Ульяновске, Ижевске и Красноярске.

Производство двигателей для трамваев — это наглядный пример выполнения программы диверсификации оборонной промышленности России, которая в настоящее время на СЭГЗ реализуется опережающими темпами. В планах предприятия освоение производства тяговых электродвигателей для отечественных троллейбусов, а в более отдаленной перспективе и для вагонов метро.

Промышленный электротранспорт

В 1956 году Сарапульский ЭГЗ первым в СССР начал серийное производство промышленного электротранспорта, выпустив первую партию электрокаров ЭК-2. В 1995 году на предприятии запущена в производство новая электротележка серии ЕТ.

На сегодняшний день АО «СЭГЗ» является ведущим в России производителем электротележек грузоподъемностью от 2 до 3 тонн, эксплуатирующихся в аэропортах, на железнодорожных станциях, складах, базах и в цехах предприятий, успешно конкурируя с китайскими и болгарскими производителями. Доля электрических тележек производства АО «СЭГЗ» на российском рынке достигает 60 процентов и продолжает увеличиваться.

Промышленный электротранспорт сарапульского производства прост в обслуживании, оснащен надежным собственным электродвигателем, современными импульсными системами управления. Электротележки серии ЕТ оборудованы комфортабельной кабиной водителя. Машины могут быть выполнены в различных вариантах и модификациях, в зависимости от технических требований заказчика.

В настоящее время линейка электротележек АО «СЭГЗ» насчитывает более 50 модификаций. В 2022 году СЭГЗ запустил в серийное производство семь новых модификаций промышленного электротранспорта для производственных предприятий, логистических центров, сферы транспорта и ЖКХ. Среди них кар с электрическим усилителем руля, электротележки с аккумуляторными батареями различных типов: кислотными, щелочными, литий-ионными, с металлической кабиной, электрический тягач, способный буксировать грузы массой до 7 тонн, первый в России электросамосвал, а также электрокар с манипулятором. Кроме того, существующие и новые модификации сарапульского электротранспорта получили обогрев кабины.

Несмотря на высокую конкуренцию на рынке промышленного электротранспорта, завод видит перспективы этого направления, в частности, использование электротележек производства СЭГЗ на опасных производствах и в сфере ЖКХ.

СЭГЗ планирует увеличить объем продаж промышленного электротранспорта, в том числе, новых модификаций в два раза, со 150 до 300 млн рублей. Это позволит увеличить долю выручки от реализации гражданской продукции в общей структуре доходов предприятия.

Любые задачи под силу

Последние несколько лет СЭГЗ наращивает долю гражданской продукции в общем объеме производства не менее чем на пять процентов в год. В 2022 году этот показатель приблизился к 30 процентам.

Гражданская продукция СЭГЗ конкурентоспособна на рынке. Чтобы реализовать это преимущество, на заводе ведется работа по снижению издержек в производстве, как по направлению нормирования трудовых затрат, так и в направлении бережливого производства. Большое внимание на предприятии уделяется модернизации технологического оборудования.

Сегодня Сарапульский электрогенераторный завод обладает всеми компетенциями и технологическими возможностями для того, чтобы спроектировать, оснастить и изготовить любую электрическую машину мощностью до 150 кВт. Производственный комплекс полного цикла, собственное конструкторское бюро, научно-техническое сотрудничество с ведущими вузами и НИИ страны, опытнейшая команда профессионалов позволяют СЭГЗ решать сложнейшие задачи в области разработки, производства и сервисного обслуживания специальной и гражданской продукции.

СОТРУДНИЧЕСТВО

АО «Сарапульский электрогенераторный завод» внесено в Федеральный Реестр надежных деловых партнеров Торгово-промышленной палаты РФ, предприятие динамично развивается, осваивает новые виды изделий гражданского назначения и приглашает к сотрудничеству российских и зарубежных партнеров

АО «СЭГЗ»

427961, Россия, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Электрозаводская, 15

Тел.: (34147) 9-72-01

Факс: (34147) 9-72-70

E-mail: info@segz.ru

www.segz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *